Жестовый язык как средство коммуникации
Обучающий курс «Жестовый язык как средство коммуникации» (начальный уровень) знакомит слушателей с особенностями невербальной системы общения людей с нарушением слуха.
Содержание курса представляет собой область научно-методических, психолого-педагогических и лингвистических знаний, учет которых может оказать существенную помощь в установлении контакта и повышении эффективности взаимодействия с неслышащими и слабослышащими людьми. Так же овладение дактилологией и основами жестового языка – важное условие профессиональной квалификации специалистов, организующих психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития, взаимодействие с их родителями, среди которых также встречаются лица с нарушением слуха.
Курс «Жестовый язык как средство коммуникации» включает определенный объем научно-теоретических и практических знаний о жестовом языке как лингвистической системе, его особенностях в сопоставлении со звуковым языком, возможностях коммуникации на жестовой основе с людьми, имеющими слуховые ограничения.
Цель обучающего курса – формирование у слушателей основных навыков коммуникации с использованием жестового языка, формирование коммуникативной и лингвистической компетентности в области жестового языка (начальный этап).
Задачи обучающего курса:
- формирование научных знаний у обучающихся о жестовом языке как о знаковой системе, его развитии в фило- и онтогенезе;
- формирование практических понятий о грамматике жестового языка, структуре жеста; калькирующей жестовой речи и национальном жестовом языке глухих; культуре жестовой речи; специфике словесно-жестового двуязычия; основных подходах к кодированию жестов;
- развитие умения осуществлять сравнительный анализ структуры жестов и слов, жестовых и словесных выражений (высказываний);
- формирование представлений об особенностях изучения жестового языка как визуально-пространственной системы, и влиянии этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и познавательную активность слышащих и неслышащих людей;
- формирование базовых коммуникативных навыков и психологической готовности к общению с глухими людьми на жестовой основе;
- знакомство с современными информационными ресурсами изучения жестового языка;
- расширение границ самопознания, самовыражения, обогащение эмоционального опыта и репертуара невербальной коммуникации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Лингвистический блок
Тема 1. Жестовый язык как знаковая система
- Признаки и свойства жестового языка как знаковой (семиотической) системы.
- Жестовый язык и язык жестов: категориальный анализ. Исследования жестового языка и языка жестов в фило- и онтогенезе. Дословесная коммуникативная деятельность. Протоязык.
- Классификация жестов. Значение знания этимологии жестов.
- Связь происхождения жестов с их классификацией.
- Словари-жестовники: авторы и основные подходы.
Тема 2. Жестовый язык как система коммуникации лиц с нарушением слуха
- Жестовый язык как средство межличностного общения (исторический аспект).
- Изучение жестового языка как средства коммуникации. Исследования в области создания системы записи жеста в соответствии с его структурой (В. Стоккоу, Г.Л. Зайцева, Л.С. Димскис и др.). Деятельность БелОГ по унификации жестового языка на пространстве Беларуси.
Тема 3. Жестовый язык как лингвистическая система
- Развитие научных представлений о жестовом языке как о полноценной лингвистической системе знакового опосредования.
- Особенности лексики жестового языка (конситуативность, релевантность, аналитический характер, синкретизм жеста). Безэквивалентная лексика. Способность жеста к образованию смысловых парадигм.
- Способы отражения языковых универсалий в жестовом языке (особенности передачи значения «множественность», «принадлежность», субъектно-объектных, количественных, временных, целевых и др. отношений).
- Особенности синтаксиса жестового языка.
Тема 4. Структура жеста. Разновидности жестовой речи
- Жест как структурный элемент жестового языка. Структура жеста.
- Две разновидности жестовой речи (калькирующая и разговорная) — проблемы формирования.
- Калькирующая жестовая речь и национальный жестовый язык: понятие, характеристика, особенности и проблемы формирования на разных возрастных этапах у неслышащих школьников.
Тема 5. Дактилология, ее функции. Основные правила дактилирования
- Структура и функции дактильной речи.
- Термин «дактилология», его происхождение (Ж. Бонет, П. Лион, Ш. Делепе А.Г. Геранкина и др.). Дактильные алфавиты национальных языков, международный дактильный алфавит, дактильные алфавиты для слепоглухих.
- Принципы построения дактильных алфавитов. 5 групп русского дактильного алфавита (И.Ф. Гейльман). Основные правила дактилирования.
- Значение и функции дактильной речи в современном специальном образовании. Дактильная речь в структуре жестовой речи.
Коммуникативный блок
- Изучение жестовой лексики по темам «Знакомство», «Родственные отношения», «Календарь. Время. Времена года», «Счет», «Вопросы», «Общеупотребимые слова».
- Изучение разговорно-обиходной лексики. Знакомство с этимологией жестов.
- Активная речевая практика использования изученных жестов в контексте жестовых выражений, диалогов, при переводе текстов.
- Выразительные средства жестового языка. Значение мимики и пантомимики в жестовом языке. Особенности прямого и обратного словесно-жестового перевода. Безэквивалентная лексика. Конситуативность жестов.
Автор курса — И.К. Русакович, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент