Семинар «Современные проблемы теории и практики логопедии»
18-19 мая 2017 года базе центра дополнительного образования БГПУ «Альтернатива» состоялся научно-практический семинар «Современные проблемы теории и практики логопедии». В нем приняли участие педагоги учреждений образования и здравоохранения г. Минска, Гродненской, Минской, Могилевской областей, преподаватели и студенты БГПУ. Ведущими семинара выступили доктор педагогических наук, профессор, директор института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии ГАОУ «Московский городской педагогический университет» Оксана Георгиевна Приходько и кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института инклюзивного образования БГПУ Наталия Николаевна Баль.
В фокусе обсуждения были вопросы диагностики и коррекции речевых нарушений у детей с учетом запросов современной образовательной практики. Акцентировалось внимание на значимость выстраивания системы логопедической помощи как нелинейной (имеющей множество вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне), т.е. на основе синергетического подхода. Особое значение уделялось проблеме консультирования родителей детей с нарушениями речи, выстраиванию продуктивного диалога с ними и специалистами других профилей-участниками комплексной помощи детям.
Обсуждение вопросов обследования детей было нацелено на понимание учета того, что у детей с нарушениями речевого развития могут быть нарушены различные «линии развития» (двигательное, познавательное, речевое и социальное развитие), что это крайне неоднородная группа детей, у которых отмечаются многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем. Своевременная тщательная диагностика отклонений по основным «линиям развития» позволяет определить возможный прогноз развития, разработать индивидуальную программу развития.
Большой интерес вызвало обсуждение проблемы преодоления дизартрических расстройств как наиболее распространенных нарушений произносительной стороны речи у детей. Участие в семинаре ведущих ученых в области логопедии и практических работников учреждений образования и здравоохранения позволило обсудить применение научно обоснованных методик и технологий коррекционной работы и возможности согласования действий специалистов в рамках межведомственного подхода.
Участники семинара отметили высокий профессиональный уровень его проведения и мастерство ведущих, указали на необходимость проведения подобных семинаров, позволяющих интегрировать научные поиски и практический опыт, реализовывать взаимодействие специалистов.