Сценическая речь и художественное слово
Продолжительность — 18 учебных часов
Цель обучающего курса – воспитание общей и специальной (сценической) речевой культуры.
Автор – Жилинская Татьяна Геннадьевна, старший преподаватель кафедры теории и методики преподавания искусства факультета эстетического образования БГПУ.
Содержание
- Тема 1. Дыхание Введение: цель и задачи предмета «Сценическая речь и художественное слово». Концентрация внимания. Свобода мышц. Процесс дыхания. Органы дыхания. Виды дыхания. Типы дыхания. Понятие «дыхание в жизни» и «дыхание на сцене». Определение, укрепление и активизация мышц дыхательно-голосового аппарата. Развитие носового дыхания. Понятие «вдох» — «добор». Фиксированный выдох. Длинный выдох.
- Тема 2. Голосоведение Основное положение речевого аппарата. Воспитание начальных навыков фонации. Работа по местонахождению и использованию резонаторов. Атака звука. Развитие речевого слуха. Групповое звучание. Звучание по голосовым регистрам. Расширение диапазона.
- Тема 3. Дикция Артикуляционная гимнастика. Выявление индивидуальных речевых недостатков. Активизация частей речевого аппарата (артикуляция). Установка гласных звуков (и-э-а-о-у-ы, е-я-ё-ю-и). Установка согласных звуков. Деление их на группы по месту и способу образования: п-б-в-ф. к-г-х, с-з-ц, т-ть, д-дъ, м-н-л-р, ч-ш-ж-щ. Интонация «вопрос» — «ответ». Темпоритм. Удержание и смена темпоритма. Скороговорки.
- Тема 4. Орфоэпия Нормы литературного языка. Работа со словарем. Отличие устной и письменной речи. Ударение в слове. Произношение безударных гласных. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных грамматических форм. Произношение заимствованных слов. Орфоэпический разбор текстов.
- Тема 5. Дыхательно-голосовой тренинг и развитие речевого диапазона Развитие комбинированного дыхания в статике. В движении на стихотворных и прозаических текстах с разнотемповыми переходами. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Плавные переходы из одного регистра в другой. Мягкий и сильный посыл звука в разных темпах, фиксация устойчивого шепота, полуголоса, полного голоса.
- Тема 6. Логика речи и разработка художественных текстов разных жанров Логические ударения. Пауза. Чтение знаков препинания. Интонация. Обращения. Сопоставления. Сравнения. Простые и сложные предложения. Перспектива. Мысль. Смысл. Первоначальное восприятие смысла текста и определение цели сценического рассказа. Исполнительский анализ от восприятия и оценки значения слов и действий через эмоционально-образные ощущения и видения, постижение логики мыслей и действий в произведении. «Присвоение» авторского текста и его актерского воплощения с целью выявления собственной художественной позиции. Сверхзадача, тема, идея. Перспектива мысли. Проза. Поэзия. Специфические особенности поэтических произведений: размер, рифма, ритм, инверсия, перенос, пауза, мелодика.
- Тема 7. Творческое воплощение художественного текста Своеобразие стиля автора. Текст автора и подтекст исполнителя. Основные средства сценического образного воплощения. Словесное действие – основа речевой характерности сценического исполнения. Работа над сценическим монологом (проза и стихи). Монолог в условиях публичного одиночества. Контакт с публикой. Работа над сценическим диалогом. Анализ и исполнение наизусть стихотворения, отрывка из поэмы, цикла стихотворений, объединенного одной темой. Предварительный анализ и исполнение прозаического рассказа или законченного по смыслу отрывка из повести или романа.
- Тема 8. Сценическое воплощение литературной композиции Составление, разработка и сценическое воплощение литературной и литературно-музыкальной композиции. Разбор литературного материала, его компоновка (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Исполнительский анализ содержания композиции. Актерское воплощение (рассказ, отрывок из романа или повести (возможна композиция по роману), отрывка из поэмы, цикла стихотворений. Сценография, музыка, свет, их значение. Комплексный психофизический тренинг актера. Актерская техника и творческий процесс создания образа. Индивидуализация и особенности речи действующих лиц пьесы.
По окончании выдается сертификат об обучении установленного образца.